РД: Приступая к разработке общей структуры этого путешествия, мы начнем с работы Джозефа Кэмпбелла. Кэмпбелл — американский мифолог, который в течение многих лет изучал различные легенды и мифы с участием мужчин и женщин из разных культур на протяжении всей истории. Кэмпбелл заметил, что во всех этих историях и примерах присутствует определенная «глубинная структура», которую он назвал «путешествием героя». Его первая книга была названа «Герой с тысячью лиц», чтобы подчеркнуть, что существует много разных способов, которыми путешествие героя может быть выражено, но все они имеют общую основу, или каркас. Следующие шаги представляют собой простой вариант карты путешествия, предложенной Кэмпбеллом, ее мы и будем использовать, чтобы помочь себе ориентироваться в ходе своего собственного путешествия героя в течение этой программы.
Этапы путешествия героя:
1. Зов.
2. Вверение себя призыву (преодоление отказа).
3. Пересечение порога (инициирование).
4. Обретение хранителей.
5. Столкновение с демонами и их преобразование.
6. Развитие внутреннего Я и новых ресурсов.
7. Преображение.
8. Возвращение домой с дарами.
1. Зов
РД: Путешествие начинается с зова. Мы входим в мир, и мир предлагает нам обстоятельства, которые призывают или притягивают нашу уникальную жизненную силу — или витальность, как сказала бы Марта Грэм. Экхарт Толле, который написал книгу «Сила настоящего», говорит, что основная функция души в том, чтобы пробудиться. Мы входим в этот мир не для того, чтобы бездействовать. Мы пришли, чтобы пробудиться и еще раз пробудиться и расти и развиваться. Таким образом зов — это всегда призыв к тому, чтобы расти,участвовать, привнести в мир больше той витальности, или жизненной энергии, или вернуть ее людям.
СГ: Часто призыв к действию исходит от проблемы, кризиса, предвидения или от кого-то, нуждающегося в помощи. От чего-то утраченного, что нужно восстановить, или какая-то сила в мире ослабла — и ее нужно обновить, некая центральная часть жизни была повреждена — и требуется ее исцеление, брошен вызов — и на него нужно ответить. Но вместе с тем зов может прийти от вдохновения или радости: вы слышите отрывок какой-нибудь великой музыки, и пробуждаетесь к миру красоты, которую страстно хотите проявить в этом мире; вы чувствуете удивительную любовь к воспитанию, и она зовет вас, чтобы проявить эту архетипическую силу в обществе; вы влюбляетесь в свою работу, и это — все, о чем вы можете думать. Как мы увидим, призыв к путешествию героя может исходить и из большого страдания, и из большой радости, иногда одновременно из того и другого.
РД: Мы должны подчеркнуть, что призвание героя сильно отличается от личной цели, исходящей от эго. Эго хотело бы другой телевизор и еще немного пива, или по крайней мере быть богатым и известным Путешествием героя.
Душа же этого не хочет и в этом не нуждается, она хочет пробуждения, исцеления, соединения, созидания, она пробуждается по зову глубинных задач, но не для прославления эго, а чтобы служить и прославлять жизнь. Так, когда пожарник или полицейский вбегают в горящее здание, чтобы кого-то спасти, это не есть цель их желаний. Это — вызов, риск, и никакой гарантии на успех. Иначе вам не надо было бы быть героем. Таким образом, призыв требует мужества. Он требует от вас, чтобы вы стали чем-то большим, чем были до того.
СГ: Другая тема, которую мы будем исследовать, касается того, что вы можете слышать призыв в разные моменты своей жизни совершенно по-разному. В одном из наших упражнений мы попросим, чтобы вы проследили хронологию вашего призыва. Вот, например, простая версия просьбы для такого выяснения: «Уделите несколько минут тому, чтобы оглянуться на свою жизнь, и позвольте себе осознать те разные события, которые действительно вас затронули, которые пробудили в вас красоту и глубокий смысл жизни». Или вот похожий вопрос: «Что вы делаете в своей жизни такого, что выводит вас за пределы вашего обычного состояния Я?» Ваши ответы на эти вопросы выявят некоторые из способов, которыми вы почувствовали призыв.
Мы и дальше будем подчеркивать, что, когда вы слышите призыв, ваша душа возвышается и ваш дух проясняется. Обращая внимание на то, как это происходит, вы можете начать ощущать, отслеживать и поддерживать свое путешествие героя. Это то, что имел в виду Кэмпбелл, когда сказал: «Следуйте за своим блаженством!» Многие неверно поняли это как поддержку гедонизма и не поняли смысл, который вкладывал Кэмпбелл: место, в котором ваш дух сильнее всего разгорается — когда вы чувствуете «блаженство» — это знак того, что именно здесь вы кое-что должны сделать в этом мире.
РД: Как ранее говорил Стивен, иногда призыв исходит от симптомов или от страдания. Когда моей матери было чуть больше пятидесяти, у нее повторно обнаружили рак молочной железы с метастазами по телу — не только на другой груди, но еще и в яичниках, в мочевом пузыре и в костном мозге практически всех костей тела. Врачи в лучшем случае давали ей несколько месяцев. Как вы можете себе представить, это была худшая вещь из всех, что когда-либо с ней происходили. Сначала она очень сильно чувствовала себя жертвой и совсем не героем.
Я помогал ей с выяснением таких вопросов, как: «Какой призыв несет в себе рак? Какой он призывает меня стать?» Моя мать глубоко открылась к этому исследовательскому путешествию, и оно полностью изменило ее жизнь.
К большому удивлению докторов она прекрасно восстановилась и прожила еще 18 лет почти полностью без симптомов. Позже, оглядываясь назад на то время, она говорила: «Это было самое лучшее, что когда-либо случилось со мной! Мне повезло. Я прожила две жизни: одну до того, как у меня повторно обнаружили рак, и одну после. И моя вторая жизнь была гораздо лучше первой».
Вопрос, который мы будем исследовать в этой программе — «К чему призывает вас жизнь?» Вероятно, это призвание не так уж и просто, вероятно, это не приглашение пойти прогуляться в парке. Призвание — это, вероятно, самое трудное, это красивый, но сложный путь. Этот путь обычно разрушает статус-кво. Когда я работаю с людьми в компаниях, я обращающих внимание на то, что призвание — это не просто улучшение настоящего. Призвание и предвидение привносят будущее в настоящее и могут полностью разрушить настоящее, лишив вас возможности действовать привычным образом.
Ключевая часть путешествия героя — это принятие призыва и обязательства совершить путешествие.
2. Отказ от призвания
РД: Именно потому, что призыв может оказаться вызывающе сложным, часто он сопровождается тем, что Кэмпбелл называет «отказом». Герой хочет избежать всех хлопот, которые это вызовет. «Нет, спасибо. Пусть кто-нибудь еще это делает. Для меня это слишком трудно. У меня нет на это времени. Я не готов». Это типичные высказывания, которые используются для того, чтобы отказаться от призвания.
СГ: И в то время, как некоторые из негативных ответов на призыв могут возникать изнутри, некоторые приходят снаружи — от семьи, друзей, критиков (которых Кэмпбелл называет «людоедами») или от общества. Вам могут сказать: «Это нереально». Или, как гипнотически произносят многие девушки и женщины: «Это было бы эгоистично». Такие слова иногда вынуждают вас отвернуться от своего призвания, хотя, к счастью, не всегда.
У меня был друг по имени Аллан. Он был одной из крупных фигур в американском постмодернизме. Сколько он себя помнил, он всегда хотел стать художником. Но его отец был крупным адвокатом в Нью-Йорке и хотел, чтобы его сын пошел по его стопам. Он все время настаивал: «Ты не будешь художником. Ты будешь моим младшим партнером». Он привел молодого Аллана в свою адвокатскую фирму и показал ему офис, который уже был для него зарезервирован. Невероятно, но его имя уже было написано на дверной табличке.
У Аллана было очень креативное и упрямое бессознательное. У него развилась серьезная астма, которая вынудила его переехать в лучший климат Тусона, в штат Аризона, далекий от гипнотического радиуса действия его отца.
Пока он рос в Аризоне, Аллан развивал свое искусство. Это — прекрасная иллюстрация того, как подстраховалось его бессознательное, чтобы он смог реализовать свое призвание. Многие люди рассказывают подобные истории — как они разными способами, большими и маленькими, уклонялись от притеснений, чтобы продолжать следовать своему духу.
РД: В случае с моей матерью, когда она начала всматриваться внутрь себя и проводить в себе эти изменения, ее хирург посмотрел ей прямо в глаза и недвусмысленно заявил, что подобный способ исследования — «полнейшая чушь» и может «свести ее с ума». А врач, у которого она работала медсестрой, заметил: «Если вы действительно заботитесь о своей семье, вы не оставите их неподготовленными», — что само по себе является Интересным «гипнотическим внушением». Это внушение имеет форму пресуппозиции: «Вы умрете, а пытаться жить — эгоистично. Вы должны подготовить себя и всех своих близких к вашей смерти, и хватит поднимать шум». Вскоре после этого моя мать решила перестать с ним работать.
Интересно, что примерно шесть лет спустя этот доктор тяжело заболел.
Он даже и близко не был так продвинут, как моя мать, и потому в качестве ответа на болезнь он лишил себя жизни. Так никто никогда и не смог выяснить, была ли его жена добровольным участником всего этого, но умерла она вместе с ним. Поскольку, конечно, не мог же он «ее оставить неподготовленной».
Так что бывают послания, которые приходят изнутри или снаружи, чтобы перекрыть дорогу вашему призванию. Ключевая часть нашей работы будет состоять в том, чтобы распознать их и выйти за рамки этих посланий.
3. Пересечение порога
РД: Как только вы отвечаете на призыв и принимаете на себя обязательства встать на путь и пройти путешествие героя, это приводит к тому, что Кэмпбелл называет «пересечением порога». Теперь вы находитесь в путешествии, вы находитесь в испытании. «Пусть начнутся игры». Слово «порог» имеет несколько значений. Одно из них подразумевает, что за порогом лежит новый рубеж, новая территория, неизвестная, неопределенная и непредсказуемая, призрачная земля обетованная.
Другое значение порога — то, что вы достигли внешних пределов зоны вашего комфорта. Перед порогом вы находитесь на известной территории, вы находитесь в своей зоне комфорта, вы знаете рельеф этой местности. Как только вы пересекаете порог, вы оказываетесь вне зоны своего комфорта.
Поэтому все становится трудным, сложным, опасным, часто болезненным, а возможно — даже фатальным. Ступить на эту сложную новую территорию — решающий момент путешествия героя.
Третье значение порога — то, что он является роковой чертой: вы не можете вернуться. Это похоже на то, как если у вас есть ребенок — вы не можете просто сказать: «Ой, я допустил ошибку. Это слишком сложно. Я больше его не хочу. Заберите его обратно». Однажды переступив порог, для вас существует только одна возможность — идти вперед.
Таким образом, порог — это такой момент, когда вы собираетесь ступить на новую и сложную территорию — туда, где вы прежде никогда не бывали и откуда нельзя вернуться назад.
СГ: И именно в этом месте ваш обычный интеллект вас подведет. Ваше обычное сознание знает только, как создавать различные версии того, что уже происходило (немного напоминает перестановку шезлонгов на Титанике в попытке спасти судно). Оно не может создавать новые реальности. Поэтому, как вы понимаете, ваше обычное сознание не может являться ведущей системой в путешествии, и тогда как правило возникают реакции дезориентации — паралич, замешательство, дрожь, неуверенность, обморок и т. д. Это все — «тонкие сигналы», которыми вас зовут выйти за рамки того, где вы когда-либо были прежде.
В этой работе идея о том, что ваше обычное сознание не может руководить вашим путешествием героя, будет центральной. Вот почему одна из наших главных практических задач — как в такие моменты преобразовать ваше сознание в то, что мы называем порождающим Я — только оно способно поддержать вас мудростью и храбростью и проложить курс вашего путешествия героя.
4. Обретение хранителей
РД: Кэмпбелл указывает, что, когда вы собираетесь отправиться в путешествие героя, вы должны найти себе хранителей. Кто они — те, кто споет мою песню и напомнит мне о том, кто я такой? Кто они — те, у кого есть знания и средства, которые мне понадобятся и о которых я ничего не знаю? Кто сможет напомнить мне, что путешествие возможно, и предложить мне свою поддержку, когда я буду больше всего в ней нуждаться? Кто они — мои учителя, мои наставники, мои покровители, мои пробудители?
В этом заключается значительная часть вашего научения в путешествии — постоянный поиск. Разумеется, это ваше путешествие и никто другой за вас егоне совершит. Вы — тот, кого вы больше всего должны будете слушать, у кого учиться и с кем консультироваться. Но, в то же время, вы не можете совершить это путешествие в одиночестве. Это не экскурсия эго. Это — нечто такое, что бросит вам вызов за пределами всех возможностей, которыми вы сейчас обладаете.
В этом отношении мы считаем, что полезно провести различие между героем и чемпионом. Герой — в общем, нормальный человек, который призван жизнью к действию в экстраординарных обстоятельствах. Чемпион — это человек, борющийся за некий идеал, который он считает правильным путем, правильной картой мира. А все, кто против этого идеала, — враги. Таким образом чемпион накладывает на других свое собственное представление о мире.
СГ: Поэтому чемпион будет говорить что-то подобное: «Вы или с нами, или против нас», и другие незабываемые слова, которые вы слышите от многих священников и политиков. (Смех.)
РД: «Мы боремся за правду, справедливость и американский путь… во всем мире». (Смех.) «И мы собираемся освободить вашу страну, оккупируя ее».
СГ: Одно небольшое замечание о хранителях. Ими могут быть реальные люди — друзья, наставники, члены семьи. Ими могут быть также исторические фигуры или мифические существа. Например, когда я задумываюсь о своем пути целителя и терапевта, я иногда размышляю обо всех тех, кто прошел по нему до меня, целые поколения людей отдали свою любовь и посвятили свои жизни тому, чтобы выковать традиции и наработать способы исцеления.
Находясь в медитации, я чувствую их поддержку, идущую через время, из разных культур и разных мест, и приходящую ко мне, чтобы поддержать мое скромное путешествие. Поэтому следующий важный вопрос, который нам предстоит выяснить, это — «Как мне почувствовать своих хранителей и как мне оставаться в соединении с ними — с теми, кто может направить и поддержат меня в моем путешествии?»
5. Лицом к лицу со СВОИМИ демонами и тенями
СГ: Ключевое различие между героем и чемпионом заключается в их отношении к тому, что Кэмпбелл назвал «демонами». Демоны — это сущности, которые пытаются помешать вашему путешествию, временами угрожая даже самому вашему существованию и существованию тех, с кем вы связаны. Одна из основных задач в путешествии героя — то, как обходиться с «негативной инаковостью» и внутри, и вокруг себя. Чемпион хочет доминировать и разрушает все, что отличается от его эго-идеала. Герой действует на более высоком уровне — на уровне относительной трансформации демонов. Герой призван сделать нечто такое, что преобразит не только его самого, но еще и относительно большую область, в которой он живет. Это изменение происходит на глубинном уровне, и, опять же, такое изменение требует другого вида сознания — которое и является одной из основных тем нашего совместного путешествия.
РД: Во многих отношениях кульминация путешествия героя — это конфронтация с тем, что мы называем «демоном», с тем, что воспринимается как недоброжелательное присутствие, которое угрожает вам и настроено воспрепятствовать вам достичь своего призвания. Кэмпбелл указывает, что первоначально демон воспринимается как нечто, находящееся вне вас и настроенное против вас, однако путешествие героя приводит вас к пониманию, что проблема не в том, что находится вне вас, а в том, что внутри вас. И демон, в конечном счете, — это просто энергия, которая ни хороша и ни плоха. Это всего лишь энергия, феномен.
А то, что превращает это нечто в демона, — тот факт, что я его боюсь или он путает меня. Если бы я его не боялся, оно не стало бы демоном. И то, что превращает кого-то или что-то в демона — это моя реакция: мой гнев, мое разочарование, мое горе, вина, стыд и т. д. Это то, за счет чего проблема кажется такой трудной. Демон служит нам зеркалом; Он разоблачает нашу внутреннюю тень — реакции, чувства или части нашего собственного Я, с которыми мы не знаем, как быть. Иногда я называю их нашими «внутренними террористами».
СГ: С практической точки зрения, демон мог бы оказаться зависимостью, депрессией, бывшей женой… (Смех.)
РД: Для организации демоном может стать финансовый кризис, рецессия, новый конкурент и т.д.
СГ: Вашим демоном мог бы стать Саддам Хуссейн, Усама бен Ладен или Джордж Буш. (Смех.)
РД: Демоном может стать проблема со здоровьем или ваш босс, ваша мать, теща или ребенок. Дело в том, что в конечном счете мы (и Джозеф Кэмпбелл) полагаем, что то, что делает нечто демоном — это ваше к нему отношение.
6. Развитие внутреннего Я
РД: Таким образом, путешествие героя — это всегда путешествие преобразования, особенно — преобразования самого себя. Когда я работаю в компаниях и организациях, я рассказываю о различии между внешней игрой в бизнес и тем, что автор Тимоти Голви называет «внутренней игрой». Успех в любой деятельности — является ли это спортом, вашей работой, близкими отношениями, художественным поиском — требует определенной степени совершенного владения внешней игрой (например, состав игроков, окружение, правила, физически необходимые навыки, образцы поведения). Многие люди могут довольно хорошо освоить внешнюю игру, но самого высокого уровня исполнения можно достичь только при овладении внутренней игрой. Это зависит от способности человека справляться с напряжением, неудачами, давлением, критикой, кризисом, потерей доверия и т.д.
Один из навыков, которым должен научиться герой, как играть в эту внутреннюю игру. Она включает в себя намного больше, чем наш когнитивный разум. Она является функцией эмоционального и телесного интеллекта, а также духовной мудрости, которая включает в себя установление связи с широким полем сознания — глубинное восприятие информации за рамками эго и интеллекта. В путешествии героя вы должны расти. Вы не можете быть героем и отказаться расти и учиться.
СГ: Культивирование внутренней игры можно описывать разными способами. Мы будем называть его здесь развитием внутреннего Я, развитием интуитивного интеллекта, который соединяет сознательный разум человека с широким полем сознания, что порождает большую уверенность, более глубокое понимание, более тонкое осознавание и увеличивает возможности человека на многих уровнях.
7. Преображение
РД: По мере того, как вы развиваете внутри себя новые возможности и находите своих хранителей, вы становитесь готовы встретиться со своими демонами (и в конечном счете — со своими собственными внутренними тенями) и участвовать в большой трансформационной задаче путешествия.Кэмпбелл называет такие задачи вашими «испытаниями».
СГ: Это время большой борьбы, преданности и сражений, которое ведет к появлению новых знаний и новых средств. Именно здесь вы создаете внутри себя и в мире то, что никогда не существовало прежде. Вот что мы подразумеваем под словом порождающий: выход за рамки того, что когда-то уже существовало, чтобы создать нечто совершенно новое. Этот процесс, конечно, может занять длительный период времени. Он может занять двадцать лет брака, целую жизнь, посвященную работе, или годы исследований и инноваций. Будет много отступлений и неудач, будет время, Когда будет казаться, что все потеряно и будущего нет. Все это предсказуемые элементы путешествия героя. Герой — это тот, кто может ответить на этот вызов и породить новые способы и возможности, чтобы с успехом с ним справиться. Стадия преображения — это когда вы преуспели в своем путешествии.
8. Возвращение домой
РД: Заключительная стадия путешествия героя — это возвращение домой. У него несколько важных целей. И одна из них — поделиться тем, что вы узнали в своем путешествии, с другими. Ведь путешествие героя — это не просто индивидуальная экскурсия эго, это процесс преобразования и самого человека, и большего сообщества. Поэтому, когда герой возвращается, он должен найти способ, чтобы разделить свое понимание с другими. Часто герои становятся учителями. Но, чтобы завершить путешествие, герой не только должен поделиться с другими, он должен получить их признание. Ведь за время путешествия вы преобразились и уже не тот, кем были раньше. И нужно, чтобы другие воздали вам должное и с уважением приняли ваше путешествие.
СГ: Например, есть у меня хороший друг — известный психолог, который написал очень интересную работу. И он рассказывал мне, что когда он был ребенком, то любил смотреть старинные фильмы о жизни великих ученых — таких, как Мария Кюри, Луи Пастер и Зигмунд Фрейд. Каждый из этих кинофильмов служит обобщенным образцом «путешествия героя»: раннее призвание, принятие обязательств, великие испытания, с трудом совершенные открытия и т.д. Обычно в конце таких кинофильмов ученый стоит перед большой аудиторией — перед теми же людьми, которые презирали его раньше и нападали на него во время путешествия, — и получает какую-то большую награду, как признание работы всей его жизни. Мой друг отмечал, что после просмотра таких кинофильмов он всегда воспаряет духом и чувствует внутри себя призвание принести в мир что-то очень значимое. А рассказал он мне об этом совсем недавно — уже после того, как перед тысячами людей ему была вручена награда за его жизненные достижения, и он почувствовал, как окончание того кинофильма совершается в его собственном реальном мире, как будто он гипнотически настроился на это многими годами раньше, глядя на происходящее на экране. Те фильмы отражали его зов, и его вознаграждением стало признание того, что он преуспел в великой задаче своего путешествия.
Однако, как указывает Кэмпбелл, даже на данном этапе может возникать большое сопротивление. Иногда герой не хочет возвращаться. Он устал, возможно он беспокоится, что другие его не поймут, или возможно — он возвеличился в своем новом состоянии более высокого сознания. Так же как люди, бывает, отказываются ответить на призыв, так же они могут отказаться от возвращения. Иногда, как объясняет Кэмпбелл, должен появиться какой-то другой человек или существо и позвать героя вернуться домой.
Другая проблема состоит в том, что сообщество может и не приветствовать возвращение лидера. Моисей может спуститься с горы и обнаружить, что его люди развлекаются на вечеринках; воины могут вернуться домой из сражения, а их там не ждут… или пережитых ими ужасов никто не видел и не отметил; люди могут не захотеть слушать историю человека, чье путешествие показывает им, что они должны исцелить самих себя. Поэтому, как только великое сражение в состоянии высшего сознания успешно закончено, встает следующая большая задача — его интеграция в обычное сознание повседневной жизни.
И в то же время существует большое количество примеров героев, прошедших эту конечную стадию. Мы упоминали здесь Милтона Эриксона, который был главным наставником для нас обоих. Он являет собой хороший пример завершенного путешествия героя. Вот одна из многих интересных деталей его жизни: в результате сильного полиомиелита он был парализован в возрасте 17 лет, что, кстати, находится рядом с возрастом инициации во взрослую жизнь, в котором классический «раненый целитель» серьезно заболевает или получает травму. Поэтому, вместо того чтобы идти традиционным путем основного общества, такой человек оказывается отделен от обычной жизни и должен начать свое собственное целительное путешествие. В случае Эриксона, доктора сказали ему, что он больше никогда не будет двигаться. И вместо того, чтобы просто подчиниться этому негативному внушению, Эриксон начал длинный ряд исследований телесного разума, чтобы просто понять, что можно сделать для того, чтобы излечить свое состояние. Удивительно, что он преуспел в этом процессе, восстановив свою способность ходить, и кроме того разработал новые представления и способы исцеления с помощью телесного разума. Впоследствии он применял эти новые радикальные знания в своей долгой карьере в качестве психиатра, помогая другим людям узнать об их собственной уникальной способности к исцелению и преображению.
Когда мы познакомились с ним, он был уже в годах. У него были сильные боли, он был довольно слаб и не мог принимать тяжелых пациентов, поэтому главным образом занимался студентами. Я познакомился с ним, будучи бедным студентом колледжа. Жил я на десять долларов в неделю, которых едва хватало на еду. Но я точно знал, что должен у него учиться, поскольку он пробудил во мне что-то очень глубокое. Я спросил его: «Доктор Эриксон, могу я регулярно приходить к вам и учиться у вас?»
«Да», — ответил он.
«Сколько я должен вам платить? — спросил я. — Уверен, что смогу взять в колледже некоторую ссуду, так что, если вы скажете мне сколько, я договорюсь».
Он ответил: «О, все в порядке. Вы ничего не должны мне платить». Вот что он сказал всем нам — молодым студентам. Сам он был на пенсии, кредит за его дом был уже выплачен, его дети жили отдельно, никаких крупных финансовых обязательств у него не было. Он просто отдавал — жертвовал с таким трудом доставшиеся ему дары героя другим. Я приходил к нему в течение почти шести лет и никогда не платил никаких денег Он позволял нам оставаться в комнате для гостей или в офисе. И вот, что он говорил нам: «Вы сможете мне отплатить, передав другим что-нибудь из того, что здесь узнаете, из того, что будет вам полезно. Вот как вы сможете мне отплатить!» Много раз мне хотелось просто расплатиться с ним деньгами, чтобы выполнить свой долг (смех)… но не на самом деле. Думаю, вы понимаете, что это действительно прекрасная история о путешествии героя. Когда я встретился с ним, он находился в заключительной фазе своего путешествия — возвращения в общество и передачи своих знаний другим.
РД: И, кстати, доктора говорили не только о том, что Эриксон больше никогда не будет двигаться. Когда Эриксон только что заболел полиомиелитом, лежа в кровати он подслушал, как доктора говорили его матери, что он не доживет и до утра. Эриксон лежал и думал, как это должно быть ужасно: вот так сказать об этом матери, и потому решил, что просто должен убедиться в том, что они рассуждают неправильно. Он начал путешествие по своему телу, чтобы попытаться найти хоть что-нибудь, чем он может двинуть. Единственной частью тела, которой он мог намеренно двигать, были его глаза. Поэтому в течение нескольких часов, когда бы его мать ни проходила мимо, он старался двигать глазами, чтобы привлечь ее внимание. Как только он с этим справился, в течение следующих нескольких часов он изо всех сил пытался разработать систему сигналов и наконец достиг цели, попросив ее повернуть его кровать к окну — так он мог быть уверен, что увидит, как на следующий день взойдет солнце. Итак, душа снова «хлопает в ладоши»! Что-то глубокое пробудилось внутри сознания, и путешествие продолжается.
В дополнении смотрите:
Проект «Игры с Левиафаном: еврейская душа в зеркале личных историй» — здесь>>
История в форме сказки (модель «Путешествие героя») — здесь>>
Вопросы для создания личных историй — здесь>>
Наш подход к личным историям — здесь>>
Структура личных историй — здесь>>
Эпизоды из личных историй — здесь>>