Наш клуб — это community of practice (деятельное сообщество) на платформе проекта «Игры с Левиафаном: еврейская душа в зеркале личных историй». Участники клуба — русскоязычные евреи разных стран, поколений и профессий, которые проявили искренний интерес к опыту героев личных историй, и у которых вызвала живой отклик их «Игра с Левиафаном». На встречах клуба, которые проходят в трех форматах – видеоконференции, телемосты и «вживую» – герои историй получают возможность поделится своим опытом в доброжелательной непринужденной атмосфере.
Клуб представляет собой своего рода appreciative space для еврейской души. Термин appreciative объединяет два взаимосвязанных значения:
1) одобрение, оценка, поощрение; 2) повышение ценности, рост. Space — это особое пространство, деловая и культурная среда, соединяющая информацию и знания, технологии и методы, людей и организации – все необходимые составляющие клубных встреч, посвященных знакомству с личными историями. Это пространство для живой подпитки еврейской души. Это пространство, в котором каждый участник может открыться навстречу своей еврейской душе – распознать её, принять, подтвердить значимость ее устремлений и максимально полно воплотить их.
Клуб родился из самой жизни.
Во-первых, отслеживая личные истории участников проекта «Игры с Левиафаном» мы увидели, что важнейшую роль в пробуждении еврейской души наших героев и воплощении ее устремлений в жизнь играет среда — близкие, друзья, коллеги. Окружение может быть как токсичным, которое «закатывает под асфальт» все живое, так и животворящим. В результате обсуждения личных историй мы определили требования, которым должна соответствовать среда, чтобы быть действительно благотворной. Именно такую среду мы и создаем сейчас в нашем клубе.
Во-вторых, в какой-то момент стало понятно, что сам процесс представления и обсуждения личных историй может служить эффективным инструментом создания такой благотворной среды.
Наша главная задача — поддержание в клубе атмосферы доверия и взаимопонимания, поэтому мы — закрытый клуб. Потенциальные участники – те, кто проявляет интерес к жизни клуба, приглашаются только на открытые встречи. Это позволяет им «продегустировать» клуб и принять решение об участии в нем. В свою очередь, члены клуба получают возможность познакомиться с потенциальными участниками и удостовериться в том, что они понимают и разделяют смыслы и ценности клуба. Чтобы принять участие в такой встрече, достаточно оставить свой электронный адрес или профиль в социальных сетях здесь.
Описание клуба, представленное на этой странице, адресовано всем желающим узнать – что, зачем и как мы делаем. В описании клуба, также, как и ранее в описании проекта в целом, нам важно было показать последовательность и внутреннюю логику, поэтому данная страница получилась столь объемной и включает одиннадцать разделов:
1. «Свой среди своих»: клуб как «живая вода» для еврейской души.
2. Личные истории в действии: от встречи со своей еврейской душой к редизайну «жизненного клуба».
3. Клубные встречи: выражаем свою еврейскую душу и встречаем живой отклик.
4. Инкубатор личных проектов: реализуем устремления еврейской души.
5. Ресурсный центр: информация и контакты по запросу участников.
6. Внутренний круг (Inner Circle): среда взаимного доверия и развития.
7. Внешний круг: наши учителя и союзники.
8. Клубы в клубе: локальные сообщества и сообщества по интересам.
9. Клубный хай-тек: высокие технологии на службе у еврейской души.
10. Роль модераторов клуба: катализатор взаимодействия.
11. Формы участия: возможность выбора.
По мере того, как все больше личных историй проходило перед нашими глазами, мы видели какую огромную роль играют люди, окружающие героя истории на его пути. И прежде всего на пути героя к собственной глубине – еврейской душе – и на пути воплощения в жизнь ее устремлений.
Об этом, о личных историях и о жизни клуба в целом лучше нас говорят поэтические образы и метафоры. Ведь недаром сказано: «поэт в России больше, чем поэт». Вот и у Владимира Высоцкого, как и у героев личных историй, окружение могло быть и токсичным, словно «закатывающим под асфальт» все живое:
В дом заходишь, как все равно в кабак.
А народишко – каждый третий враг.
Своротят скулу: «Гость непрошеный».
Образа в углу – и те перекошены…
и животворящим:
Сколько чудес за туманами кроется:
Не подойти, не увидеть, не взять.
Что же, выходит, и пробовать нечего?
Перед туманом ничто человек?
Но от тепла, от тепла человечьего
Даже туман подымается вверх…
В одних историях мы видим, как их герои, открываясь пониманию подлинно человеческих смыслов и ценностей и пытаясь реализовать их, зачастую оказываются в своей привычной среде белыми воронами. Каждый просчет или временная неудача сопровождается дружным хором: «а я говорил», кривыми усмешками за спиной и косыми взглядами.
Молчание у меня снаружи.
Молчание у меня внутри…
Внутри у меня никого не слышно,
И звук, поднимающийся из глубины…
У меня нет друзей,
Чтобы никто не смог сбить прицел…— Борис Гребенщиков
Герои личных историй сталкиваются с циничной реакцией окружения.
Будешь в Москве – остерегайся говорить о святом…
— Борис Гребенщиков
Почему окружение героя проявляет цинизм? Это своеобразная защитная реакция, которая зачастую формируется у людей как следствие пережитой боли, плевков в открытую душу.
Так и живу я в гипсе – а зачем его снимать?
Растет под носом что-то вроде бивней…
Я под гипсом хожу ходуном,
Наступаю на пятки прохожим.
Мне удобно казаться слоном
И себя ощущать толстокожим.
По жизни я иду загипсованный…— Владимир Высоцкий
Другие истории показывают нам, какую благоприятную роль может играть окружение героя, помогая ему более уверенно идти по выбранному пути – пути постоянных усилий по поддержанию связи со своей еврейской душой и воплощению в жизнь ее устремлений (Жизнь — это усилие во времени. Марсель Пруст). Мы видим, какое решающее значение в жизни героя может иметь встреча с людьми, которые проявили настоящее понимание и выразили искренний живой отклик на то глубинное, подлинное, что движет тобой.
В этом городе должен быть кто-то живой.
Я знаю, что когда я увижу его,
Я не узнаю его в лицо.
Но я рад, что в этом городе есть еще кто-то живой…— Борис Гребенщиков
В результате осмысления опыта героев личных историй мы увидели каким критериям должна отвечать среда, чтобы действительно выполнять животворящую роль. Именно этим критериям и соответствует наш клуб. Заметим, что это не какая-то искусственная, изолированная от реальности и погружающая в измененное состояние сознания среда, создаваемая, в частности, на психологических тренингах, духовных ретритах и т.п. Разумеется, многие из подобных практик бывают полезны для расчистки завалов на пути к собственной глубине. Но у нас другие задачи, подходы и технологии. Мы развиваем среду естественную – реальное социальное окружение, которое становится частью повседневной жизни участника клуба.
В клубной атмосфере общих смыслов, общего языка, подлинного доверия и диалога оказывается возможным выразить то хорошее, настоящее, которое исходит из глубины твоей еврейской души – без необходимости защищаться, без опасений столкнуться с цинизмом, получить плевок в душу. У нас каждый, выражая свою глубину, может встретить понимание. Участники клуба стремятся разглядеть твою глубину – еврейскую душу, скрытую за поверхностью – за твоими профессиональными и деловыми качествами, умениями, достижениями. И такие «встречи на глубине» – возможно, самые ценные мгновения человеческой жизни.
Вдоль, вдоль дороги все не так,
А в конце подавно.
И не церковь, и не кабак –
Ничего не свято.
Нет, ребята, все не так.
Все не так, ребята…
Но совсем иная атмосфера поддерживается в нашем клубе. В близкой по духу среде каждый может поделиться тем, как ему удалось реализовать устремления, идущие из глубины его еврейской души, сделать хоть какое-то маленькое изменение в той или иной сфере жизни. И каждый действительно получает от других участников клуба искренний живой отклик, настоящее понимание и принятие.
В моем случае участники клуба сразу поняли, что стояло за теми изменениями, которые я внес в работу конференции. Они увидели не столько ее полезные прагматичные результаты и проявление моих профессиональных качеств, сколько устремления моей еврейской души к реализации более глубоких смыслов и ценностей. И я еще раз убедился в том, что «счастье – это когда тебя понимают». Эта поддержка дала мне возможность на следующей конференции, наряду с решением прагматических задач, более полно воплотить важные для меня смыслы. А не отказаться от того, что для меня по-настоящему важно, несмотря на приоритеты участников, не совсем разделяющих и не совсем понимающих, ради чего я это все делаю.
Но когда оказываешься среди участников клуба, сомнения разрешаются, возвращается верность своей глубине – устремлениям своей еврейской души, ясность целей и уверенность в избранном пути. Родственные души понимают смысл того, что ты делаешь и не воспринимают это как что-то изолированное, не меняющее ситуацию кардинально и потому не стоящее приложенных мною усилий. Они видят в том, что я сделал, маленький ручеек в большой реке одухотворения реальности – незначительное изменение, которое создает значительные различия, если рассматривать его в контексте разделяемых участниками клуба глубинных смыслов и ценностей еврейского наследия. В моем случае, это маленький шаг на большом пути создания таких форм социальной и деловой организации, которые развернуты на человека и на то, что для него по-настоящему важно, придает его жизни смысл.
В какой-то момент мы увидели, что сам процесс представления и обсуждения личных историй несет большую ценность как для их героев, так и для людей, которые участвуют в этом. В чем же состоит ценность такого знакомства с личными историями? Прежде всего это три возможности, которые открываются перед нашими участниками.
Возможность первая: долгожданная встреча со своей еврейской душой
На клубных встречах мы с радостью видим, как при знакомстве с личными историями наши участники начинают различать зов своей еврейской души. С некоторыми это случается чуть ли не впервые в жизни. Тогда же возникают вопросы к самому себе: что это значит? какой в этом смысл? И настаёт очень важный момент обнаружения и подтверждения своего глубинного подлинного «Я», полнокровного ощущения значимости устремлений своей еврейской души и её желания проявиться в мире.
Когда это происходит, можно ощутить в самом себе то, что Абрахам Маслоу называл «дальними пределами человеческого развития» и открыть новые возможности преображения жизни, привнести в нее глубинные смыслы и ценности еврейской философии, истории, культуры.
Три разновидности личных историй – 1) из «дальних пределов», 2) по соседству и 3) в нас самих – раскрывают нам разные грани того, как может выглядеть жизнь, где камертоном служит твоя еврейская душа. Каково это — перейти к качественно иному бытию, преображённому в согласии со своим глубинным еврейским «Я»?
➊
Истории из «дальних пределов»
Наши участники рассказывают, как на пути к воплощению устремлений своей еврейской души подчас сталкиваются со множеством препятствий. Когда мы ощущаем только первые несмелые ростки таких устремлений, в нас еще велики сомнения, сопротивляется прежнее окружение, бросая косые и скептические взгляды, тянут назад сила собственных привычек, инерция жизни в наезженной колее.
Преодолевать эти препятствия нам помогает знакомство с историями людей, которые прошли дальше, чем многие их собратья, в реализации устремлений своей еврейской души. Герои историй «дальних пределов» дарят нам целостную картину пути к собственной духовной глубине и живые примеры, показывающие, какой может быть подлинная жизнь.
Меня ведь не рубли на гонку завели,
Меня просили: «Миг не проворонь ты!
Узнай, а есть предел там, на краю земли
И можно ли раздвинуть горизонты».— Владимир Высоцкий
➋
Истории по соседству
В клубе мы обсуждаем не только личные истории-«маяки», показывающие наши «дальние пределы», но и истории «ближнего круга». Герои таких историй находятся на близкой к нам стадии знакомства со своей еврейской души и воплощения ее устремлений. Близость этой стадии облегчает нам отождествление себя с другими участниками клуба — героями личных историй, дает возможность, соотносить свои жизненные ситуации с теми шагами, которые предпринимают они, возможность узнавания стремлений своей еврейской души в зеркале истории Другого. Таким образом всё больше укрепляется связь со своим еврейским началом, и мы все больше убеждаемся в ценности своих новых устремлений, их причастности к чему-то по-еврейски высокому.
➌
Истории в нас самих
Когда на клубных встречах мы знакомимся с личными историями и общаемся с их героями, то вспоминаем случаи из собственной жизни — случаи, когда сквозь какофонию повседневной суеты прорывался еле слышный зов еврейской души, пробивались сквозь асфальт стереотипов и чужого скепсиса робкие, еле заметные ростки ее устремлений. И теперь важные пазлы жизненного пути собираются, выстраиваются в цепь связанных друг с другом событий — и тебе становится яснее и яснее, что все эти проявления — не случайны, что это не странность и не слабость, а идущая из самых глубин твоего сердца устремленность к воплощению еврейской души.
Возможность вторая: доступ к «спящему» знанию
На клубных встречах участники знакомятся с опытом героев личных историй, знаниями, которые они обрели на пути пробуждения и развития своей еврейской души.
«Зачем мне чужой опыт, ведь надо «выбираться своей колеей»?» — возразите вы. В этих историях – личный опыт достижений и провалов, за который герои дорого заплатили.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она…— Булат Окуджава
И, разумеется, этот опыт не предназначен для слепого копирования. Его практическая значимость в том, что он может служить участникам клуба опорой для поиска своего пути и принятия собственных решений.
Эй вы, задние, делай как я!
Это значит – не надо за мной!
Колея эта только моя,
Выбирайтесь своей колеей…— Владимир Высоцкий
Наши технологии позволяют получить доступ к самому ценному знанию, которое называют «спящим», неявным знанием (tacit knowledge). Это личный опыт, неотделимый от своего носителя. Такое знание накапливается в результате решения жизненных задач и не поддается описанию, формализации, но может актуализироваться в ходе живого диалога.
В тех ситуациях, когда герой личной истории – носитель спящего знания – отвечает на вопросы близкого по духу собеседника, его спящее знание мобилизуется, рождает неожиданные эффективные идеи. В результате совместно вырабатываются творческие решения проблем, важных для человека, обратившегося за помощью к носителю «спящего» знания в соответствующей сфере проявлений еврейской души.
Возможность третья: редизайн «жизненного клуба» и встречи «на глубине»
У каждого из нас есть свой собственный «жизненный клуб» – близкие, друзья, коллеги. Клубные встречи предоставляют участникам уникальную возможность обновления своего «жизненного клуба» за счет привлечения в него близких по духу людей.
Когда мы знакомимся с жизненной историей участника клуба, то видим, чем живёт человек, что для него по-настоящему важно, куда он стремится, какие решает задачи. Мы выходим на более высокий уровень общения и взаимного доверия. Мы узнаем друг друга уже не на поверхности обмена визитными карточками или «дружбы профилями» в Фейсбуке, а на глубине общих смыслов и ценностей.
Зная сферу интересов конкретного человека, можно увидеть различные возможности быть друг другу полезными. Можно принимать участие в проектах друг друга, если это покажется интересным, сотрудничать в тех или иных сферах.
Вот же пьяный дурак! — Владимир Высоцкий Решилась проблема на одной из клубных встреч. Наш герой познакомился с личной историей одного из участников, пообщался с ним и в его лице нашел нового бизнес-партнера. Тот оказался человеком, с одной стороны, близким по своим смыслам, ценностям и устремлениям, а с другой – обладающим необходимыми деловыми качествами и опытом выстраивания внешних связей.
Вот же налил глаза.
Ведь погибель пришла,
А бежать не суметь.
Из колоды моей утащили туза,
Да такого туза – без которого смерть…
Цикл онлайн встреч «Еврейская традиция: живые следы в нашей жизни»
Название встреч отсылает к образу, взятому из стихотворения Нобелевского лауреата Бориса Пастернака. В нем поэт сформулировал принцип, которому всегда следовал:
Быть живым, живым, и только,
Живым и только — до конца.
Там же есть важное продолжение:
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь.
Именно так народ Израилев, где бы он ни жил, переходит из настоящего в будущее – по живому следу лучших своих представителей.
Цикл включает в себя три серии встреч и начинается с февраля 2019 года:
Мы подбираем кейсы личных проектов наших участников для осмысления их опыта с точки зрения мудрости той главы Торы, которая предназначена для чтения на этой неделе. К обсуждению приглашаются как сами герои личных историй, так и раввины, мыслители, художники, которые могут внести свой вклад в осмысление этого кейса. Встречи проходят каждый первый и третий вторник.
Это встречи, посвященные определенному герою еврейской истории. Мы говорим, конечно, немножко о нем, но главное – как его опыт живет в личных историях наших участников. Мы осмысляем эпизоды, которые показывают как проявляются образы Авраама, Соломона, Эстер и других героев еврейской традиции в жизни нашего современника. Встречи проходят каждый второй и четвертый вторник.
Мы выбираем эпизоды из личных истории, которые иллюстрируют смыслы и ценности соответствующего праздника, и просим героев историй, чтобы они поделились своим опытом. Для встречи назначаем время, когда традиция разрешает находиться онлайн: это может быть до самого праздника или сразу после него, а иногда – вовремя, если это допустимо.
Серия встреч «Диалог с мудрецами нашего времени»
В поиске ответов на мировоззренческие вопросы и решений насущных жизненных проблем наши участники получают возможность непосредственно общаться с «мудрецами нашего времени» – раввинами, мыслителями, художниками — с которыми советуются главы правительств и ведущих компаний мира. Наши гости являются носителями глубоких знаний о том, как дать своей еврейской душе выразиться. Через них с нами говорит мудрость тысячелетий.
Но не каждая знаменитость способна услышать других — многие из «учителей человечества» зачастую похожи на говорящее радио, не реагирующее на своего собеседника. Поэтому главная задача организаторов находить таких учителей, которые способны на живой диалог, чтобы в нем передать нам знания, осмыслению которых посвятили всю свою жизнь. Таким образом, в ходе встречи каждый из нас сможет задать свой главный вопрос и быть услышанными.
Серия встреч «Дружить клубами»
Это встречи проводящиеся «вживую» или в формате телемоста с близкими по духу сообществами, клубами, общинами. Одна из главных задач таких встреч – реализация возможностей личных историй для обновления «жизненного клуба» их героев.
На март-апрель 2019 года запланированы телемосты с участниками:
Клуб служит инкубатором (startup incubator) и акселератором (seed accelerator) для широкого круга деловых, социальных и культурных инициатив участников. Инкубатор сопровождает автора инициативы на всех этапах ее воплощения в жизнь: от возникновения замысла, разработки идеи и предоставления оперативного доступа к разнообразным полезным ресурсам и возможностям – информации, знаниям, технологиям, контактам – до воплощения замысла на практике и успешного завершения проекта.
Таким проектом может быть преобразование бизнеса на основе более здоровых смыслов и ценностей, на более человеческих началах. А может быть и что-то менее масштабное – совсем маленькое из частной жизни.
Мы живем в разных странах и встречаемся в формате видеоконференций. Приглашаем на наши встречи раввинов, детских психологов, специалистов в области «философии для детей» (из Колумбийского университета). Проводим Стратегические сессии по методу Уолта Диснея, о которых подробно рассказано ниже.
Что здесь важно? Во-первых, это начинание действительно идет из глубины моей еврейской души. И, во-вторых, я делаю это вместе с людьми, которые движимы сходными устремлениями, идущими из их собственной глубины. Мы разделяем радости удачных решений и огорчения от ошибок и неожиданных препятствий. Каждый встречает живой отклик на проявления своей еврейской души. Сквозь поверхность повседневной рутины мы прозреваем глубину друг друга – и так происходят «встречи на глубине».
Пример противоположной ситуации я описал выше.
Инкубатор способствует тому, чтобы личные проекты, реализуемые на его платформе, отвечали трем критериям. Во-первых, проект реализует глубинные смыслы и ценности его инициатора и участников. Второй критерий – это востребованность проекта. Если это бизнес, то должны быть заинтересованные клиенты. Если это некоммерческая инициатива — очевидная польза для общего блага. Третий критерий – это наличие ресурсов, внешних (деньги, технологии, сотрудники) и внутренних (опыт, умения, человеческие качества), необходимых для реализации проекта. Это могут быть ресурсы лидера, других участников проекта, Клуба и Внешнего круга.
Для участников клуба работает Информационный центр. Они могут по скайпу, эл. почте или телефону запросить необходимую информацию, опыт, контакты. Центр обеспечивает:
Внутренний круг объединяет участников клуба, которые поделились своими историями. Делая инвестицию в форме своей истории, участники получают отдачу в виде более высокого уровня доверия и уникальные возможности для совместного развития. Безличная инфраструктура контактов приобретает характер личных отношений, кардинально отличающихся от обмена визитными карточками на профессиональных конференциях или «дружбы профилями» в социальных сетях, когда, формально познакомившись, люди не получают прочного основания для сотрудничества. История человека, раскрывающая особенности его опыта, интересов, задач и планов, дает представление о его живой душе и о нем, как возможном партнере по развитию.
Одним из механизмов развития Внутреннего круга является Банк эпизодов из личных историй. Мы выбираем эпизоды, которые содержат какой-то ценный опыт. Эти эпизоды систематизируются, в том числе по задачам, которые решал герой истории. Как, например, он смог объяснить своим близким то, почему обратился к еврейской традиции, начал посещать синагогу, соблюдать шабат. Или как герой истории нашел себя в какой-то общине, нашел раввина, которому он смог доверять и обрел в его лице поддержку на пути к глубине своей еврейской души.
Это могут быть самые разные задачи, которые удалось решить. В эпизодах можно увидеть, какие были реализованы возможности, какие встретились препятствия, какие были найдены решения, на какие ресурсы герой истории опирался. Если я, например, сталкиваюсь с какой-то задачей, с какой-то проблемой, у меня всегда есть возможность посмотреть банк эпизодов – увидеть, кто подобную проблему уже решил. И я могу попросить героя истории, чтобы он нашел время со мной поговорить. Он, в свою очередь, может посмотреть мою историю и решить, готов ли он мне помочь. Если герой истории откликнулся на мою просьбу, тогда я смогу задать свои вопросы и получить доступ к самому ценному – «спящему», неявному знанию. В ходе диалога у нас могут родиться нестандартные решения, возможно, мы предупредим какие-то риски и даже наметим новые пути к реализации устремлений, идущих из глубины моей еврейской души.
Далее мы расскажем подробнее о Банке эпизодов и других технологиях развития Внутреннего круга.
Внешний круг – это люди, которые не являются участниками клуба, но сочувствуют нашим целям, поддерживают то, что мы делаем. Внешний круг включает три группы наших учителей и союзников.
О первой группе (раввины, мыслители, художники) мы уже рассказали выше.
Вторая группа внешнего круга – это профессионалы, сопровождающие человека на пути изменений и развития. Мы выбираем их по двум критериям. Во-первых, они настоящие профессионалы, например, владеют самым передовым и эффективным психологическим и психотерапевтическим инструментарием. Во-вторых, в своей жизни и профессиональной деятельности они воплощают смыслы и ценности еврейского наследия. Благодаря такому сочетанию они помогают участнику клуба расчистить «завалы» на пути к его еврейской душе. Эти завалы накопились в течение жизни с самого детства, когда еврейская душа, проявляя себя в реальном мире, тысячи и тысячи раз получила «мордой об стол», закрывалась и затвердевала как камень. И все больше и больше укреплялся страх открыться, проявить свою глубину. Наши профессионалы как раз и помогают пробиться еврейской душе сквозь асфальт недоверия, закрытости и страха. При этом психологические методы позволят расчистить «завалы», которые отделяют нас от нашей глубины, а духовные практики помогут воссоединиться с этой глубиной.
…Подтвердят, что не душевно,
А духовно я больной…— Владимир Высоцкий
Третья группа участников Внешнего круга – это лидеры бизнеса, политики, социума, которые вдохновились личными историями участников клуба и разделяют нашу миссию. Они помогают в получении доступа к ресурсам (информации, опыту, контактам), необходимым нашим участникам на пути воплощения в жизнь устремлений, идущих из глубины их еврейской души.
Мы поддерживаем инициативы участников по созданию локальных сообществ. Такие «клубы в клубе», действуя на постоянной основе, позволяют их инициаторам максимально реализовать свободу выбора – состава сообщества, действующих в нем правил, мест проведения встреч и их тематики.
Инициатор «клуба в клубе» может сделать его открытым для всех участников клуба или закрытым – определять, кто может входить в состав локального сообщества. Они также решают, с какими клубами хотят проводить совместные встречи, и каких специальных гостей нужно приглашать. Все решает выбор членов сообщества, что характерно для нашего клуба в целом (см. ниже раздел «Формы участия. Возможность выбора»). Одна из форм «клубов в клубе» – создание территориальных сообществ как филиалов нашего клуба.
Например, один из таких «клубов в клубе» – сообщество «Рискуя быть живым» – создан по инициативе предпринимателя из Лос-Анджелеса Михаила Заславского. У участников сообщества разные биографии, разные обстоятельства и перипетии жизни, но все они заинтересованы в применении лучших достижений современных наук о человеке и духовных практик хасидизма для воссоединения со своей еврейской душой и реализации ее устремлений. В их личных историях можно увидеть, что они:
Еще один «клуб в клубе» сейчас делает только первые шаги, объединяя участников инициативы «Есть ли жизнь после бизнеса?». Они, получив большой запас свободного времени после продажи бизнеса, используют его, чтобы найти свое место в новой реальности: признать в себе еврейскую душу и воплотить в жизнь ее стремления к истине, добру и красоте.
Основные методы работы клуба были сформированы и апробированы его инициаторами (см. раздел «Предыстория»), а самые новые подходы стали результатом совместного творчества его участников.
Стратегические сессии: метод Диснея
Из участников клуба, знающих истории друга друга, и благодаря этому имеющих взаимное доверие, формируются группы для brainstorming’а. В каждой – 7-10 человек, которые раз в неделю или в 2-3 недели встречаются на час-полтора в онлайн гостиной клуба. Каждая встреча посвящается одному из участников группы. Он рассказывает о том, какие задачи в профессиональной, частной жизни перед ним стоят и что требует обращения к опыту других участников.
Каждая встреча включает в себя три этапа:
Такое обсуждение важных для тебя вопросов с участием людей, которые разделяют твои главные смыслы и ценности, которые изначально понимают, что тобой движет, которые ради тебя актуализируют свой опыт, имеет неоспоримую ценность.
Программа «Дар»
Каждый участник программы «Дар» может безвозмездно получить от другого необходимые ему ресурсы – информацию, опыт, контакты. И может сам поделиться теми возможностями, которыми располагает. И не обязательно с тем, от кого получил. В большом выигрыше оказываются все.
Опять-таки, это становится возможным благодаря атмосфере доверия и тому, что люди знают истории друг друга. Важный момент – безвозмездность. Даже если это касается профессиональных услуг. В такой ситуации каждый участник может быть уверен, что ему помогают исключительно ради воплощения в жизнь устремлений его еврейской души, а не превращают в «долгоиграющего клиента».
Конечно, есть опасность, что кто-то начнет только получать, ничего не давая другим. Но это довольно быстро становится известным, и человек теряет доверие и возможность участия в программе «Дар». В нашей практике такого еще не было. Надеемся, что и не будет.
Банк эпизодов из личных историй: доступ к «спящему знанию» (tacit knowledge)
Эпизоды из личных отобраны и структурированы по:
Использование Банка эпизодов позволит участникам получать знания о наиболее актуальных для них изменениях и находить собеседников, максимально полезных именно сейчас. Когда необходимо принять важное решение в области развития, пройти через ту или иную трансформацию, пересечь тот или иной Рубикон, «Банк эпизодов» обеспечивает возможность:
— познакомиться с живыми историями людей, успешно осуществивших такой переход, и обрести панорамную картину актуального для тебя вызова — той новой территории, которую предстоит освоить;
— получить конкретные эпизоды из целостных историй людей, содержащие осязаемые решения, инструменты, ресурсы, актуальные для участников;
— получить возможность диалога, мозгового штурма с человеком или группой людей, которые прошли аналогичный этап изменений, что открывает доступ к спящему знанию, проявляющемуся в этом диалоге.
Таким образом, применяемые технологии позволяют обмениваться наиболее ценным компонентом личного опыта человека – неявным, «спящим» знанием (см. выше).
Мобилизация «неосязаемых», «мягких» активов (intangible, soft assets)
Реализуемые в работе клуба технологии позволяют мобилизовать «нематериальные», «неосязаемые» активы его членов и «мягкие» факторы делового взаимодействия. Создание личной истории, раскрывающей ценности и опыт героя (человеческий капитал), представление ее на мероприятиях клуба (репутационный капитал), формирование взаимопонимания и доверия (социальный капитал) способствуют превращение «неосязаемых» активов в «осязаемые» результаты. Участники, обмениваясь информацией, знаниями, контактами и другими ресурсами осуществляют своего рода «конвертацию» человеческого, репутационного, социального капитала в экономический и финансовый актив.
Каждый участник может быть соавтором клубных встреч, предлагая свои идеи, темы, места проведения, кандидатуры приглашаемых гостей и т.д. Мы крайне внимательны к обратной связи, поступающей в ответ на каждое мероприятие, анализируем разные точки зрения, выбирая лучшее для проведения последующих встреч. Таким образом, деятельность клуба – это мозаика пожеланий, идей и творческих решений всех его участников. Каждый может с полным правом сказать «это мой клуб», и возникает уникальная, соответствующая интересам и вкусам участников, среда общения.
Возможность выбора – мероприятий, формы участия, языка общения и т.д. – является ключевой особенностью клуба. Нет ничего обязательного. Например, участник клуба может сформировать, с нашей помощью, емкую личную историю для представления на клубной встрече, а может ограничиться кратким эпизодом или просто послушать других. Он может вступить в один из «клубов в клубе», если тот открыт для новых участников, или создать свое сообщество, определяя тематику, места проведения мероприятий, критерии членства и другие правила, а может участвовать только в общих встречах.
Основной язык общения в клубе – русский. Англо- и ивритоязычные участники обеспечиваются синхронным переводом.
Если вы хотите больше узнать о жизни клуба, вам достаточно сообщить свой электронный адрес или профиль в социальных сетях, куда я отправлю ссылку на скачивание пакета видео и текстовых материалов о нашей деятельности. Мои контакты – на верхней и нижней панелях.
Чтобы принять участие в открытой встрече клуба, достаточно оставить свой электронный адрес или профиль в социальных сетях здесь.
Марк Туревский, основатель и модератор клуба.
Мои контакты – на верхней и нижней панелях.
В дополнении смотрите: